С момента рождения ребенок все время учится чему-то новому. Процесс физического и психического развития идет постепенно – каждый навык малыш приобретает в нужное время. Одним из основополагающих является умение осознанно ходить на горшок. Осознанно – это значит не на уровне безусловных рефлексов, а понимая сам процесс и его необходимость. Приучить ребенка проситься и ходить на горшок в 90% случаев можно не раньше полутора лет. Это время зависит от нескольких факторов: насколько развиты мочеполовые органы, уровень психофизического развития и фактор воспитания (насколько рано и доступно родители объясняют суть процесса). Поэтому, именно от того в каком возрасте начать учить ребенка зависит количество приложенных усилий. В 1,5-2 года это сделать значительно проще.
Выбор горшка
Сейчас в продаже можно найти много интересных моделей. Выбор формы и цвета очень широк. Если ребенок предпочитает какой-то определенный цвет, то лучше выбрать именно его. Конечно, надо учитывать насколько удобно сидеть малышу. Есть горшки со спинками, есть в форме стульчика (что очень удобно – спинка опирается, ножки стоят ровно и тоже упираются в пол, за подлокотники можно держаться). Для мальчиков на некоторых горшках спереди сделана специальная вставочка, защищающая от брызг. Некоторые выбирают музыкальные горшки (когда льется жидкость – играет мелодия). Если этот вариант понравится ребенку и очень его заинтересует, привычка пользоваться горшком может выработаться легко и быстро. Бывает, горшок совершенно не нравится ребенку. Тогда можно попробовать купить накладку на унитаз. Они бывают разноцветные, мягкие и твердые, с ручками и без них, даже есть модели с лесенкой – дети сами могут залезть на унитаз как взрослые. Это тоже замечательная мотивация.
С чего начать?
Познакомить ребенка с горшком можно и пораньше, еще до того когда начнется активная фаза по приучению. Можно купить два или три разных горшка и поставить их в каждое помещение в квартире, включая туалет. Объяснить ребенку, что такое горшок, как им пользоваться и для чего это нужно. Активно вырабатывать привычку лучше начиная с весны, ближе к лету. От подгузников в этот период отказываются полностью. Дома – трусики, на улицу брать несколько смен одежды. Ребенок должен прочувствовать, что такое мокрая попа и трусики, как это неприятно, а иногда и холодно. Дискомфорт хорошо запоминается. При этом все время спокойно объяснять: если будешь ходить на горшок, то все будет сухо и приятно. Еще можно дать малышу самому убрать за собой и постирать (пополоскать в воде) испачканную одежду. При этом объяснить, что это труд, а когда пользуешься горшком, все чистое. Не ругать, не вызывать негативных ассоциаций.
Как увлечь малыша?
Во-первых, показать процесс на собственном примере или на примере старших детей. Маленькие дети любят все копировать и часто именно так начинают ходить в туалет. Если есть любимая игрушка – садить ее на горшок, подливать водичку и объяснять, что зайчик (кукла, обезьянка) умница, сам сходил на горшок. Заинтересовать и усадить можно, если на это время дать новую или неразрешенную игрушку, включить телевизор или дать в руки красочную книжку. Можно дать что-то из еды как поощрение (печенье, конфетка). И, совсем замечательно, если весь процесс представить как игру, а ребенок ее главный участник. То, что интересно, воспринимается не как обязанность, а как занимательное занятие. А дальше приходит понимание, что занятие это не только интересное, но и полезное, так как приносит комфорт.