Лечение гипертонической болезни

Гипертоническая болезнь (ГБ) – синдром повышения систолического артериального давления (САД) ≥ 140 мм рт. ст. и/или диастолического артериального давления (ДАД) ≥ 90 мм рт. ст.  ГБ является ведущим фактором риска развития сердечных заболеваний (инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца (ИБС), хроническая сердечная недостаточность), сосудистых (инсульт, транзиторная ишемическая атака) и почечных заболеваний (хроническая болезнь почек).

Классификация уровней АД (мм рт.ст.)  у лиц старше 18 лет:

АД
САД
ДАД
Оптимальное
< 120
и
< 80
Нормальное
Высокое нормальное АД
АГ 1-й степени
АГ 2-й степени
АГ 3-й степени
≥ 180
≥ 110

Факторы риска, влияющие на прогноз, применяемые для стратификации общего сердечно-сосудистого риска:

• Пол:           мужской
  • Возраст:   муж ≥ 55 лет, жен  ≥ 65 лет
  • Курение:  Да
  • Холестерин:   >4,9 ммоль/л
  • Глюкоза натощак:  5,6–6,9 ммоль/л
  • Ожирение:  индекс массы тела ≥30 кг/м2
  • Окружность талии:  муж ≥ 102 см, жен ≥ 88 см
  • Ранние заболевания сердца у родственников:  муж < 55 лет, жен < 65 лет
  • Хронические заболевания:  заболевание почек, сахарный диабет, инсульт, ИБС

6 интересных фактов об артериальном давлении!

- Гипертоническая болезнь — заболевание, основным симптомом которого является повышение АД, обусловливающее поражения мозга, сердца, почек.

- В норме АД ниже 140/90 мм рт. ст.Только 50% людей с повышенным АД знают, что больны, из них систематически лечатся далеко не все.

- Нелеченная гипертоническая болезнь опасна осложнениями, главные из которых — мозговой инсульт и инфаркт миокарда. Гипертоническая болезнь может быть одной из причин эректильной дисфункции.

- Особенности личности больного: раздражительность, вспыльчивость, упрямство, неприятие советов других людей, в том числе врачей могут способствовать развитию гипертонической болезни. Пациент должен осознать особенности своей личности, отнестись к ним критически, исполнять рекомендации врача.

- Пациент должен знать об имеющихся у него и членов его семьи факторах риска гипертонической и ишемической болезни. Это курение, избыточная масса тела, психоэмоциональный стресс, малоподвижный образ жизни, повышенный уровень холестерина. Влияние указанных факторов риска может быть уменьшено.

- Надо знать некоторые показатели нормы, к которым следует стремиться:

Масса тела по индексу Кетле = масса тела в килограммах /(рост в метрах)2

• 15 — 19,9 кг/м2      - недостаточная масса тела;
  • 20 — 24,9 кг/м2     - нормальная масса тела;
  • 25 — 29,9 кг/м2     - избыточная масса тела;
  • 30 — 39,9 кг/м2     - ожирение;
  • > 40 кг/м2               - выраженное ожирение.

Индекс талия/бедра (ИТБ): ИТБ=ОТ/ОБ,гдеОТ (окружность талии) — наименьшая окружность, измеренная ниже грудной клетки над пупком; ОБ (окружность бедер) — наибольшая окружность, измеренная на уровне ягодиц.

• 0,8-0,9   - промежуточный тип распределения жировой ткани,
  • <0,8        - гиноидный (бедренно-ягодичный),
  • >0,9        - андроидный (абдоминальный);

Уровни холестерина плазмы:

• желаемый       < 5,17 ммоль/л
  • пограничный 5,17-6,18 ммоль/л
  • повышенный > 6,21 ммоль/л

Глюкозы в крови:   не выше 5,6 ммоль/л;

Мочевой кислоты: не выше 0,24ммоль/л.

13 Советов пациенту и его семье:

1. Достаточным считается сон не менее 7 часов в сутки.

2. Масса тела должна приближаться к идеальной. Для этого суточная калорийность пищи в зависимости от массы тела и характера работы должна составлять от 1500 до 2000 ккал. Потребление белка — 1 г/кг массы тела в сутки, углеводов — до 50г/сут, жиров — до 80 г/сут. Настоятельно рекомендуется избегать жирных, сладких блюд, отдавать предпочтение овощам, фруктам, злаковым и хлебу грубого помола.

3. Потребление соли надо ограничить до 5-7 г/сут. Рекомендуют не подсаливать пищу, заменять соль другими веществами, улучшающими вкус пищи (соусы, небольшие количества перца, уксуса и др.) В соли содержится натрий который приводит к задержке воды в организме и как следствие, повышению АД. Так же большое содержание натрия в колбасах, консервах, солениях и копченых мясных продуктах.

4. Следует увеличить потребление калия (его много в свежих фруктах, овощах, кураге, печеном картофеле).

5. Необходимо прекратить или ограничить курение.

6. Потребление алкоголя следует ограничить до 30 мл/сут в пересчете на абсолютный этанол. Крепкие спиртные напитки лучше заменить красными сухими винами, обладающими антиатеросклеротической активностью.

7. Гиподинамии - это сидячая работа > 5 ч/сут, физическая активность < 10 ч/нед.  Нужны регулярные физические тренировки не менее 4-х раз в неделю продолжительностью 30-45 минут. Предпочтительны нагрузки: пешие прогулки, теннис, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, работа в саду. При физической нагрузке число сердечных сокращений должно увеличиваться не более чем на 20-30 в 1 мин.

8. Психоэмоциональный стресс на производстве и в быту контролируется правильным образом жизни. Следует ограничить продолжительность рабочего дня и домашних нагрузок, избегать ночных смен, командировок.

9. Пациент и члены его семьи должны владеть методикой измерения АД и фиксировать цифры в ранние утренние часы, днем, вечером.

10. Пациент принимающий гипотензивные препараты, он должен быть осведомлен об ожидаемом эффекте, изменениях самочувствия и качестве жизни в ходе терапии, возможных побочных эффектах и способах их устранения.

11. Женщинам, больным гипертонической болезнью, нужно отказаться от приема пероральных контрацептивов.

12. Юношам, занимающимся спортом, нельзя злоупотреблять пищевыми добавками «для наращивания мышечной массы» и исключить прием анаболических стероидов.

13. Своевременное обращение к врачу, отказ от вредных привычек, изменение образа жизни, соблюдение терапии — значительно улучшают качество жизни и предупреждают риск развития тяжелых осложнений.

+7(4842) 211-400
+7(4842) 211-422